Рекомендация для воспитателей
«Организация работы с детьми по познавательному развитию, ознакомлению
детей с природным миром»
Значение ознакомления дошкольников с природой.
Всестороннее развитие и воспитание детей
осуществляется разными средствами. Одно из них – ознакомление с природой.
Однако далеко не всё может быть правильно понято детьми при самостоятельном
общении с природой, далеко не всегда при этом правильно формируется отношения к
растениям и животным.
Ввести ребёнка в мир природы, сформировать
реалистические представления об её объектах и явлениях, воспитать способность
видеть красоту родной природы, любовь, бережное и заботливое отношение к ней – важнейшие задачи работы дошкольной
образовательной организации.
Воспитание бережного и заботливого
отношения к природе возможно тогда, когда дети будут располагать хотя бы
элементарными знаниями о ней. Познание природы, проникновение в её причинно-
следственные связи между объектами и явлениями развивает мышление и
способствует формированию научного мировоззрения.
Формы работы
по ознакомлению дошкольников с природой.
Формами организации деятельности детей при
ознакомлении их с природой являются занятия (НОД), экскурсии, прогулки,
работа в уголке природы, работа на земельном участке.
Занятия (НОД) - проводятся в соответствии с содержанием Образовательной
программой дошкольного образования. На занятиях воспитатель не только сообщает
детям новые знания, но и уточняет, и закрепляет их. Главное - это
усвоение детьми программного материала. Для этого используются разнообразные
методы – наблюдение натуральных объектов, труда взрослых, дидактические игры,
работа с картинами, чтение художественной литературы, рассказы, беседы.
Экскурсия – дети знакомятся с природой в естественных
условиях: в лесу, на лугу, в саду, у водоема.
На экскурсиях осуществляется реализация
программных задач, усвоение которого обязательно для всей группы детей, что
отличает экскурсии от повседневных прогулок.
Выбор места экскурсии зависит от
её задач и возраста детей. Экскурсии за пределы детского сада проводятся с детьми
среднего и старшего дошкольного возраста. Готовясь к экскурсиям, воспитатель
заранее посещает те места, куда намечается экскурсия. В проведении экскурсии большую роль играет
организация детей.
Прогулки – ежедневные прогулки эффективно
используются для ознакомления детей всех возрастных групп с природой. Они могут
носить характер небольших экскурсий, во время которых воспитатель организует
наблюдение за погодой, сезонными изменениями в жизни растений, животных. На
прогулках дети знакомятся с природой по намеченному плану, заранее
составленному на основе рабочей программы и с учётом местных климатических условий.
На прогулках воспитатель организует игры с
использованием естественного материала – песка, снега, воды, листьев. Во время
повседневных прогулок дети участвуют в трудовых процессах: сгребают
опавшие листья, очищают дорожки от снега, поливают растения.
Работа на земельном участке – на
земельном участке дети трудятся преимущественно после дневного сна. Так же, как
и в уголке, это сочетается с наблюдениями и способствует накоплению у них знаний
о растениях и животных, совершенствованию трудовых навыков и умений, воспитанию
трудолюбия.
Работа в
уголке природы – работа в уголке природы проводится в часы, отведённые для этого время.
Дети наблюдают за растениями и животными, привыкают к бережному отношению к
ним, приучаются к совместному труду с взрослыми, друг с другом, а затем и
самостоятельно.
Организация труда детей зависит от их возраста. Дети 2-3лет только
наблюдают, как воспитатель ухаживает за растениями, а дети 3-4лет сами участвуют
в этой работе. В среднем дошкольном возрасте все дети выполняют отдельные
поручения воспитателя. В группах 5-6лет
выполняют дежурные под наблюдением воспитателя. В группе 6-7лет, кроме
дежурств, дети ведут индивидуальные наблюдения за растениями и животными.
Периодически
можно проводить совместные работы всех детей по уборке в уголке природы.
Методы ознакомления детей с природой
Руководя
познанием природы и приобретением детьми различных навыков и умений,
воспитатель применяет разнообразные методы и приемы.
Предпочтение
следует отдавать тем методам и приемам, которые обеспечивают непосредственное
восприятие детьми природы и активное овладение навыками. К таким методам
относятся наблюдение, эксперимент, труд,
игры. Наряду с этим широко применяются методы, основанные на слове воспитателя
— рассказ, чтение художественных произведений, беседы, проводимые с
демонстрацией натуральных объектов, или их изображений.
Методы
и приемы, используемые педагогом в работе, соединяются, например наблюдение с
беседой, рассказ воспитателя с чтением художественного произведения,
эксперимент с трудом и т. д.
Применяя тот
или иной метод, воспитатель использует множество различных приемов.
Так, например, при проведении беседы в
сочетании с наблюдением воспитатель «приближает» объект к детям, сравнивает с
уже известным, вводит элементы игры, применяет пословицы, поговорки и т. п.
Одни и те же приемы могут использоваться в
разных методах. Например, сравнение применяется во время наблюдений, в
дидактических играх, в беседе; игровые приемы также используются при
наблюдениях, в беседах; показ, пояснение — при обучении трудовым навыкам,
проведении опытов и др.
Разнообразие и эффективность методов и
приемов характеризует мастерство воспитателя. Выбор методов и приемов
определяется содержанием программы и зависит от природного окружения
дошкольного учреждения, места и объекта наблюдений, а также от возраста детей и
накопленного ими опыта.
В группах раннего и младшего дошкольного
возраста особое значение имеют чувственные восприятия детей, поэтому основным методом
будет наблюдение.
Во время наблюдения ребенок может в
естественной обстановке наблюдать явления природы, сезонные изменения, увидеть,
как люди преобразуют природу в соответствии с требованиями жизни и как природа
служит им.
По содержанию наблюдения условно
делят на два вида: природоведческие — в парк, в лес, на реку, на луг и т. д (они
проводятся в разные сезоны); наблюдения
на сельскохозяйственные объекты — в поле, на птицефабрику, в сад, огород и
т. д. в целях ознакомления с трудом взрослых.
Наблюдение как форму занятия используют в
средней, старшей и подготовительной группах.
Природоведческие наблюдения проводят в
определенной системе. Организовывать их целесообразно на одни и те же объекты в
разные времена года, с тем, чтобы показать детям сезонные изменения, которые
происходят в природе. Например, в весенний сезон с детьми старшего дошкольного
возраста следует провести 3 наблюдения в парк с постепенным усложнением задач.
Цель этих наблюдений — знакомить с весенними изменениями, развивать умение
видеть их и понимать причину происходящего в природе.
Сельскохозяйственные наблюдения
проводят для ознакомления с отдельными видами труда взрослых. Организовать
наблюдение значительно труднее, чем занятие в группе, и успешной она будет
только при условии тщательной подготовки.
Дидактическая
игра
Игра — не только развлечение, но и
метод, при помощи которого маленькие дети знакомятся с окружающим их миром. Чем
меньше дети, тем чаще игра применяется как метод образовательно-воспитательной
работы с ними.
В этих играх используются натуральные
предметы природы (овощи, фрукты, цветы, камни, семена, сухие плоды), картинки с
изображением растений и животных, настольные игры и всевозможные игрушки.
Дидактические
игры с естественным материалом природы или изображениями его являются основным
способом сенсорного воспитания, развития познавательной деятельности.
Игры
проводят в рамках НОД и совместной деятельности взрослого с детьми, экскурсиях,
прогулках в специально отведенное для них время. Дидактические игры помогают
детям усвоить качества предметов и уточнить представления, полученные в процессе
наблюдения в природе.
Дидактические
игры нужно постепенно усложнять. Так, например, узнавание предметов следует
давать сначала по внешнему виду, потом на ощупь, затем по описанию и наконец,
по ответам на поставленные вопросы к загадке. Наиболее трудным является
объединение объектов по общим признакам и отгадывание предметов по ответам на
вопросы.
Игры с естественным материалом
природы
На
прогулках широко применяются игры детей с естественным материалом.
В
многочисленных играх с песком, водой, снегом, камешками дети знакомятся с
качеством и свойствами природных материалов, накапливают чувственный опыт. Так,
например, дети узнают, что вода бывает холодной и теплой, разливается, в ней
тонут камни, плавают щепки и легкие игрушки, что сухой снег рассыпается, а из
мокрого можно лепить и т. д.
В
ходе игры с природным материалом (снегом, водой, песком) воспитатель, беседуя с
детьми, помогает им усвоить некоторые свойства материала, например: «Коля взял
сухой песок, он рассыпается» или «Таня положила в формочку мокрый песок, у нее
вышел хороший пирожок».
Забавляясь
такими игрушками, как вертушки, стрелы, мельницы, дети знакомятся с действием
ветра, воды и усваивают ряд фактов, которые в дальнейшем помогут им понять простейшие
физические законы (плавание предметов в воде, движение в воздухе и др.).
В
младшем дошкольном возрасте педагог проводит игры, в которых ребенок должен
научиться различать предметы по внешнему виду. Организуя такую игру,
воспитатель поручает детям принести лист, цветок, морковь, свеклу, картофель и
т. д.
В среднем дошкольном возрасте, играя,
дети узнают предметы (овощи, фрукты) на ощупь. К таким играм относятся «Угадай,
что в мешочке?», «Узнай, что в руках?».
Для первой из этих игр воспитатель заранее готовит мешочек и кладет в
него овощи или фрукты (картофель, луковицу, свеклу, морковь, огурец, яблоко,
грушу, лимон). Дети по очереди опускают в мешочек руку, берут предмет,
ощупывают его, называют, а затем вынимают и показывают всей группе.
В
старшем дошкольном возрасте можно использовать дидактические игры на сравнение
предметов и узнавание их по частям (цветкам, листьям). Проводя игру, например
«Узнай, чей лист?», дети сравнивают лист, полученный для отгадывания, с
листьями, имеющимися у растений.
С детьми седьмого года жизни проводят игры, требующие выявления
некоторых признаков растений или животных, умения их описать, сделать обобщение.
Словесные дидактические игры, например «Узнай предмет по описанию»,
«Угадай, что это?» или «Кто это?», организуют на знакомом детям материале; с их
помощью активизируется мышление детей, развивается речь.
Труд как метод имеет важное
значение. Непосредственно соприкасаясь с предметами и явлениями природы, дети
приобретают конкретные знания о ней, устанавливают некоторые связи между
развитием растений и уходом за ними человека. Все это положительно влияет на
развитие мышления детей, создает основу для материалистического миропонимания.
Посильный
физический труд оказывает полезное воздействие на общее развитие детей,
совершенствует функции их анализаторов, и в первую очередь двигательного.
Труд
в детском саду применяется в повседневном уходе за растениями на игровом
участке и в уголке природы, иногда на занятиях (НОД). Но нельзя превращать труд
детей в самоцель. Воспитывая те или иные трудовые навыки, следует расширять или
закреплять знания детей о природе. Так, например, перед посевом дети должны
рассмотреть семена (форму, размер, цвет),
перед
посадкой черенков повторить названия частей растения (стебель, листья, цветки).
У
детей необходимо воспитывать сознательное отношение к труду, требовать, чтобы
они осмысливали производимую работу, понимали ее цель. Очень важно, чтобы дети
не только усвоили тот или иной прием, но и поняли, зачем он нужен. Поэтому,
показывая посев семян, посадку черенков, и другие трудовые операции, совершенно
необходимо сопровождать их пояснениями.
Если
всю деятельность детей свести к механическому проведению тех или иных операций,
то, как бы ни был эффективен их результат, труд потеряет
воспитательно-образовательную ценность.
Любой
новый трудовой прием воспитатель должен объяснить и показать сам, затем его
повторяют 2-3 детей.
Только
после этого можно предложить выполнение приема всей группе. Постоянное применение
одних и тех же приемов ведет к образованию трудового навыка.
К
основным приемам, применяемым в трудовом обучении детей, относятся ознакомление с трудом взрослых, пример самого воспитателя, поручение
детям различных трудовых операций и проверка их выполнения, оценка проделанной
работы воспитателем и всей группой.
Труд на земельном участке. Подготавливают участок к выращиванию
растений работники детского сада и родители. Они вскапывают землю под огород и
цветник, готовят грядки. Дети участвуют в очистке участка и в работах по
выращиванию растений.
Дети
младшего дошкольного возраста собирают при уборке участка камешки, щепки и
складывают их в кучу, с помощью воспитателя сажают лук, сеют крупные семена,
наблюдают поливку грядок и клумб, рыхление почвы и прополку растений, участвуют
в сборе выращенного урожая.
Дети
среднего и старшего дошкольного возраста принимают более активное участие в
работе. Они сгребают мусор граблями и переносят его в кучу на носилках. С
помощью воспитателя они сеют крупные семена гороха, фасоли, свеклы, овса,
настурции и других растений, поливают клумбы и грядки, рыхлят землю, наблюдают
прополку, собирают спелые овощи.
Детей седьмого года жизни привлекают к участию в перекопке земли и
разбивке ее комков, к посеву семян, высадке рассады, поливке, рыхлению,
прополке растений, сбору урожая, посадке саженцев деревьев.
Таким образом, осуществляя знакомство детей с природой, воспитатель
сознательно выбирает те приемы и методы, которые способствуют непосредственному
восприятию детьми природы и активному овладению навыками. К таким методам
относятся наблюдение,
эксперимент, труд, игры.
Воспитатель используют беседу, рассказ, чтение. Наибольший успех
достигается при совместном использовании практических методов со словесными.
Так, наблюдение в дошкольном возрасте невозможно без использования рассказа или
беседы. Большое значение в дошкольном возрасте имеет игра, на помощь
воспитателю приходит дидактическая игра.
Использовать этот метод особенно целесообразно в с детьми 2-5лет,
постепенно сокращая ее длительность. Особое значение имеет труд. Осуществляя
трудовую деятельность, дети не только активно познают окружающую
действительность, но и развиваются физически.
Формами организации деятельности детей при ознакомлении их с природой
являются занятия, экскурсии, прогулки, работа
в уголке природы, работы на земельном участке.
Работу по ознакомлению дошкольников с
природой в детском саду проводят ежедневно. Форма организации детей разная (в
зависимости от возраста и содержания работы).
Нельзя выделить наиболее и наименее эффективные формы ознакомления детей
с природой. Все они обладают положительным эффектом при условии разумного и
дозированного их использования.
Консультация для воспитателей
«Все о выносном материале на летний период»
Прогулка – это обязательный элемент
режима дня. Основная задача воспитательной
работы на прогулке состоит в
обеспечении активной содержательной, разнообразной и интересной для детей
деятельности.
По содержанию наблюдения условно делят на два вида: природоведческие — в парк, в лес, на реку, на луг и т. д (они проводятся в разные сезоны); наблюдения на сельскохозяйственные объекты — в поле, на птицефабрику, в сад, огород и т. д. в целях ознакомления с трудом взрослых.
Сельскохозяйственные наблюдения проводят для ознакомления с отдельными видами труда взрослых. Организовать наблюдение значительно труднее, чем занятие в группе, и успешной она будет только при условии тщательной подготовки.
«Все о выносном материале на летний период»
Прогулка летом отличается некоторыми особенностями. Значительно увеличивается пребывание детей на улице (до 4 – 4,5 часов), поэтому необходимо заранее продумывать деятельность взрослых и детей на прогулке.
Летом большое место в жизни детей занимает игра. Близость к природе, солнце, тепло, пребывание на воздухе – все это создает положительный эмоциональный настрой и усиливает тягу к игре. Новые яркие впечатления обогащают содержание детских игр. Обилие разнообразного природного материала - песка, воды, шишек, веток, желудей, камешков и т. д. - способствует развитию творческого замысла в игре, осуществлению задуманного сюжета.
Тематика игр летом значительно богаче и разнообразнее. Особенно важно летом использовать игру для создания у детей хорошего настроения, чувства удовлетворенности, бодрости, ведь в этом залог здоровья, хорошего отдыха и полноценного развития ребенка.
Важной предпосылкой для организации игровой деятельности является создание среды. На групповых участках создаются условия для всех видов игр.
Размещая на участке различные сооружения и приспособления для игр, необходимо оставить просторную площадку для свободной деятельности детей, подвижных игр и игр с моторными игрушками.
Необходимый выносной материал, пособия для различных видов детской деятельности, воспитатель готовит в зависимости от целей и задач прогулки.
С большим удовольствием дети играют в сюжетно- ролевые игры в уютных беседках, под навесами, в домиках. И в каждой игре должны быть свои атрибуты. Они помогут ребенку реализовать свой игровой замысел, отразить в игре жизненные наблюдения, пробуждают и развивают фантазию.
Для сюжетно-ролевых игр:
· куклы
· коляски
· посуда
· одеяла для «домиков»
· машины большие и маленькие
· атрибуты игр «магазин», «семья», «автобус» и др.
Хорошо иметь на групповых участках несложные конструкции – самолет, ракета, автобус и др.
Особого оборудования и места требуют игры с водой и песком - песочница с навесом и крышкой, емкости для воды, игрушки для игры с песком.
Для игр с песком:
· песочные наборы
· влажные салфетки, умывальники
· машины
Песок требует систематического ухода: его нужно ежедневно вскапывать, поливать, очищать от мусора.
Для игр с водой:
· мыльные пузыри
· емкость для воды
· стаканчики – переливайки
· водоплавающие игрушки
· предметы для поддувания
Дети любят играть «в театр». Для этого хорошо иметь ширму с красивыми яркими занавесками и место, где можно разместить ширму и столик для игрушечных декораций и персонажей.
Особенно важно летом использовать подвижные игры для создания у детей хорошего настроения, чувства удовлетворенности, бодрости, ведь в этом залог здоровья, хорошего отдыха и полноценного развития ребенка.
Для подвижных игр:
· спортинвентарь (обручи, городки, кегли, бадминтон, скакалки, мячи разных размеров)
· маски-шапочки , медальоны для игр
Дети старшего дошкольного возраста с удовольствием осваивают элементы спортивных игр таких, как бадминтон, волейбол, баскетбол и др., катание на велосипедах, самокатах.
Для организации трудовой деятельности детей педагогу необходимо знать и соблюдать требования гигиены детского труда, правила охраны жизни и здоровья детей (использование не травмоопасных предметов, предметов вызывающих аллергию и соответствующих возрастным особенностям детей).
Орудия для трудовой деятельности
· лопатки, веники, носилки, совки
· лейки, грабли
Летом рекомендуется работать с детьми не в жаркие часы (утром и вечером); обязательно чередовать виды работы. Инвентарь должен соответствовать возрасту детей.
Во всех возрастных группах, в любое время года на прогулке необходимо проводить наблюдения за сезонными изменениями, происходящими в растительном и животном мире. К ним педагог должен хорошо подготовиться, продумать организацию детей, отобрать объект, за которым будут наблюдать, составить вопросы и подготовить необходимое оборудование.
Для наблюдений:
· вертушка
· увеличительные стекла
· цветные стекла
· солнечные очки
Чтобы обеспечить необходимые условия для детей педагогу надо знать интересы каждого малыша. Необходимо иметь материал в коробке для художественно-творческой деятельности
· бумага, карандаши, краски,
· цветная бумага,
· раскраски,
· трафареты,
· пластилин, салфетки и пр.
· художественная литература для чтения и рассматривания на прогулке
Дополнить традиционные игрушки можно обилием разнообразного природного материала - шишек, веток, желудей, камешков и т. д., а также подобрать бросовый материал (баночки, крышечки, брусочки, пакетики, кусочки ткани)–это способствует развитию творческого замысла в игре, осуществлению задуманного сюжета.
Выносной материал рекомендуется периодически обновлять, регулярно мыть, он должен быть исправным.
Воспитатель должен руководить самостоятельной деятельностью детей: обеспечить им полную безопасность, научить использовать пособия в соответствии с их предназначением, осуществлять постоянный контроль деятельности детей на протяжении всей прогулки.
Консультация "Труд в природе"
Консультация "Труд в природе"
ПАПКИ - ПЕРЕДВИЖКИ
Папки- передвижки очень часто используются для работы в детском саду. Разместить их можно в группе, в приемной групп, в тематическом уголке, на рабочем столе. Информация подбирается в соответствии с заданной темой и целями, которые преследует воспитатель в данный момент.
Закаляйся, если хочешь быть здоров
Чтобы ребенок стал Читайкой! 7 секретов воспитания интереса к чтению
Чем занять ребенка на зимних праздниках
Бережем свое здоровье - соблюдаем режим дня
Собираем ребенка на зимнюю прогулку
Профилактика зимнего травматизма
Правила поведения родителей на детском празднике
Как научить ребенка заботиться о зубах
Дошкольник и компьютер друзья или враги
Движение - это жизнь дошкольника
Воспитание культурно - гигиенических навыков у дошкольников
Комментариев нет:
Отправить комментарий